Что такое атопический дерматит
Атопический дерматит — это хроническое состояние кожи. Как правило, оно начинает проявляться в первые годы жизни и возникает на фоне наследственных нарушений в защитном барьере, в результате которых детская кожа становится сухой, проницаемой для внешних раздражителей (таких как микробы и аллергены) и склонной к воспалению. Многие дерматологи сравнивают атопический дерматит с кирпичной кладкой, в которой не хватает нескольких элементов.
Триггеры атопического дерматита
Триггеры — это факторы, которые раздражают кожу и тем самым влияют на течение заболевания. Если их не контролировать, риск обострения становится выше. Есть общие триггеры (использование агрессивных моющих средств, неправильно подобранная косметика для ухода, контакт с невыявленными аллергенами, стресс, расчесы), а есть сезонные и свойственные пребыванию в той или иной среде. Рассмотрим триггеры, которые ребенок, как правило, встречает в садах и школах.
Что может ухудшить симптомы атопического дерматита в учебном заведении
Сухость воздуха. Основная часть учебного года приходится на время, когда по всей стране работает центральное отопление. Высушенный батареями воздух вытягивает из кожи влагу, в результате чего раздражение становится более активным. На открытых участках, особенно подверженных сухости, могут появиться шелушение, жжение и зуд.
Контраст температур. Как правило, дети попадают с холодной улицы на учебу в теплое пространство. Из-за этого в коже расширяются сосуды, выделяя оксид азота — одно из веществ, активирующее воспалительный процесс. Кожа краснеет, появляется желание ее почесать, а дальше на этом участке образуется очаг дерматита.
Частое мытье рук. Сколько раз мы повторяем детям: «Не трогай лицо грязными руками! Помой их перед едой!» Но в случае атопического дерматита полезная привычка может сыграть злую шутку: мытье истончит кожный липидный барьер, и области, соприкасающиеся с водой и моющей косметикой, станут более уязвимыми для обострений.
Контакт с раздражающими материалами. Вспомните пальцы и ладони своих учителей — мел сушит кожу даже без атопического дерматита. К этому же эффекту приводят постоянное касание других грубых составов: тальковой присыпки в спортзале, пластилина и красок на уроках ИЗО.
Попадание инфекции. Сухость кожи, недостаточное использование эмолентов во время школьных дней, когда ребенок находится вне дома, повышает риск размножения на коже микробов. Нормальная флора у пациентов с дерматитом постепенно замещается вредными бактериями. Стафилококк кожи способен усиливать воспаление и повышать риски вторичной инфекции, усиливая симптомы дерматита и снижая эффективность лечения.
Пот. Стоит одеться не по погоде, как появляется пот — провокатор воспаления и зуда. Но даже если с одеждой все в порядке, от него никуда не деться: ребенок вспотеет из-за активности в перерывах и занятий физкультурой.
Раздражение из-за ОРВИ. Не все родители вызывают врача и оставляют детей лечиться дома, если те пару раз чихнули — многие из них ходят в сад и школу без выставленного диагноза вирусной инфекции. Во время заболевания кожа становится более реактивной и, как следствие, — более восприимчивой ко всем остальным триггерам. Слезоточивость, выделения из носа и трение платочками могут вызвать обострение на веках и в носогубной области.
Отсутствие своевременного лечения. Порой плотный учебный график препятствует обращению к врачу: «Сходим в конце недели, а пока надо уроки делать». Запущенное воспаление атопического дерматита не просто доставляет ребенку дискомфорт и провоцирует более тяжелые формы основного состояния, но и приводит к осложнениям — например, шрамам на месте очагов поражения и инфицированию.
Взаимодействие с аллергенами. Атопический дерматит не всегда сопровождается пищевой аллергией, но если ваш ребенок — аллергик, не все блюда из школьного меню могут ему подходить. Тем более что питание в учебных заведениях часто включает самые популярные триггеры аллергических проявлений: яйца, молоко, пшеницу. Помимо еды, причинами аллергии в некоторых случаях становятся плесень, пыль и аллергены животных, всегда определяемые в общественных местах.
Стресс. Даже в приятные учебные будни проникает стресс: все мы хоть раз в жизни заваливали контрольную и опаздывали на уроки. У детей волнение и тревога усиливают ощущение зуда и подталкивают к расчесам.
Чек-лист: как снизить риск обострений
- Ваше спокойствие и уверенность — опора для ребенка. Будьте для него примером: показывайте на себе, как ухаживать за кожей, и не ругайте в случае неудач, а бережно объясняйте ошибки.
- По возможности организуйте знакомство застенчивых детей с новым местом или коллективом, если переходите в новый класс или место. Это снизит стресс и позволит лучше представить триггеры во время учебы.
- Постарайтесь пройти курс лечения воспалений до начала занятий — во время каникул или даже взяв больничный для этого. После чего учите малыша самостоятельному уходу за кожей.
- Наносите эмолент на все тело до и после сада или школы и на ночь — так вы обеспечите минимальный уход. Объясните ребенку и педагогу, как и на какие поверхности сухой кожи нужно наносить увлажняющие средства в течение дня. Помощь учителя может быть особенно важна для детей младшего возраста.
- Обсудите с руководителями возможность для ребенка приносить с собой косметику. Чаще всего учебные организации идут навстречу семьям (но может потребоваться справка с диагнозом «атопический дерматит»).
- Приготовьте необходимые средства в мини-форматах или перелейте их в трэвел-баночки, желательно с дозатором для бесконтактного нанесения. Обратите внимание на уход в форме стиков, спреев. Не забывайте регулярно мыть емкости: загрязненные средства увеличивают риск кожного инфицирования.
- Одевайте ребенка многослойно и учите малыша
снимать слои, если ему жарко, и надевать, если холодно. Используйте натуральные дышащие и неколючие ткани: хлопок, шелк, смягченный лен. Любую шерсть нужно носить поверх хлопчатобумажного белья или сорочек.
- Обсудите с педагогами особенности кожи вашего ребенка, чтобы избежать буллинга. Этот же вопрос можно поднять на родительском собрании, чтобы объяснить: атопический дерматит не заразен, невозможно заболеть им, если пожать руку атопику или использовать его канцелярские принадлежности, зуд при заболевании также не передается.
Что делать, если атопический дерматит сопровождается аллергией?
В первую очередь важно помнить, что при самом атопическом дерматите ограничений в питании не требуется. Если вы выполнили диагностику на аллергию, но у ребенка не выявили аллергических симптомов, не стоит связывать кожные реакции с пищей.
При диагностированной аллергии любые изменения в диете нужно согласовывать с аллергологом или педиатром. Бывает так, что аллерген найден, но на практике никак не влияет на состояние, — в этом случае его не обязательно исключать. Однако если вы выяснили, что те или иные продукты вызывают у детей дискомфорт или опасные симптомы — это повод ответственно подойти к питанию на учебе.
- Подробную информацию об организации питания детей с аллергией можно найти на сайте: https://allergiky.ru/dolzhny-li-kormit-allergikov-v-shkole-i/.
- Ежедневно просматривайте с ребенком меню
на день (на сайте школы или сада или в самом пространстве) и проговаривайте информацию о блюдах, которые нужно исключать.
- Проясните для классного руководителя нюансы питания. Не все знают, что, например, молоко — это не только молочные продукты, но также выпечка, некоторые десерты, запеканки и так далее.
- Обсудите с родительским комитетом альтернативу сладким съедобным подаркам (например, вместо обычного шоколада, который содержит белки молока, найдите полностью веганский).
- При необходимости проведите в классе урок про аллергию — чтобы другие дети лучше поняли вашего ребенка и не предлагали ему запрещенные продукты.
- Напишите для ребенка памятку по уходу за кожей, приему лекарственных препаратов, наличию аллергии, уберите этот лист в рюкзак и шкафчик. Сообщите об этом и всему персоналу учреждения. При смене персонала не забывайте информировать новых сотрудников.
- Если же речь идет не о пищевой, а о контактной аллергии, то главный путь — избегание триггера. В случае пыли и плесени попросите, чтобы классный руководитель не назначал ребенка дежурным и не предлагал участие в субботниках.
Аллергия случилась. Первая помощь
Первым делом научите персонал школы или сада определять, является ли реакция жизнеугрожающей. При по-настоящему опасном состоянии — анафилаксии — в реакции всегда участвуют от двух систем: сердце, легкие, мозг. Резко падает давление, сердце начинает биться «впустую», развивается удушье. В этом случае есть 4 обязательных правила:
- Обеспечить приток воздуха.
- Поддерживать дыхание.
- Поддерживать сердцебиение.
- Ввести дозу адреналина, которую выписал аллерголог.
Чтобы отточить все эти действия, мы советуем пройти школу анафилаксии, например на сайте: https://drmasalskiy.ru/kursy-dlya-patsientov/. Однако помните, что даже если вы устранили жизнеугрожающее состояние — это не повод откладывать поход в аллергологу для дальнейшего обследования и лечения.
О том, как справляться с более легкими формами аллергии, вам расскажет лечащий специалист. Общая рекомендация (передайте ее ребенку и учителю): не употреблять в этот день продукты с гистамином (копчености, маринады). А еще — прервать контакты с выявленными, но не влияющими на самочувствие аллергенами, потому что на фоне уже активной реакции они могут утяжелять состояние.