Многие из нас испытывают яркие эмоции в связи с распродажами. Это могут быть и позитивные эмоции - предвкушение, интерес, радость, и менее приятные - тревога, страх упустить выгодную покупку, злость и разочарование после шоппинга. Черная пятница, новогодние распродажи, скидки и специальные предложение - все это может являться своеобразным “спусковым крючком” для эмоциональной реакции. Почему? То, на что мы реагируем эмоционально, очень зависит от нашего прошлого опыта. Если мы сталкивались в детстве, юности или уже взрослом возрасте с дефицитом в том или ином виде, финансовыми трудностями, ограниченным доступом к желаемым вещам, наш мозг будет относится к распродажам как к чему-то крайне важному и сигнализировать нам об этом эмоциями.
Компульсивный шоппинг
Мы не просто проживаем эмоции. Они побуждают нас к действию. Некоторые из эмоционально обусловленных реакций могут быть весьма полезны, например, купить давно желанную и необходимую вещь или косметику, которая является частью базового ухода, с большой скидкой. Но иногда действия в ответ на сильные эмоции продуктивными никак не назовешь - и мы оказываемся с полной корзиной не самых нужных нам вещей, просто потому что они были “на сейле”. В краткосрочной перспективе мы радуемся покупке, а в долгосрочной - расстраиваемся потраченным деньгам, ругаем себя, чувствуем стыд и вину. В крайнем варианте такое поведение носит название компульсивный шоппинг или compulsive buying disorder и характеризуется непреодолимым влечением совершать покупки, которое имеет негативные финансовые и социальные последствия.
Но даже если наше поведение в магазине не доходит до границы расстройства, оно все равно может доставлять нам неприятности, особенно, в период распродаж, таких, как Черная пятница. Что можно сделать, чтобы в эти периоды покупать более осознанно и эффективно (а может быть, и не покупать вовсе)?
Советы по осознанному потреблению
-
Планируйте. Четкий список необходимых вещей позволяет значительно сократить количество импульсивных, эмоционально обусловленных покупок.
-
Спрашивайте себя: какую эмоциональную потребность я сейчас удовлетворяю, совершая эту покупку? Это потребность в позитивных эмоциях? В снижении тревоги? Могу ли я ее удовлетворить каким-то другим образом?
-
Оценивайте долгосрочные последствия. Да, импульсивная покупка может принести кратковременное удовольствие или облегчение. Но эффективна ли такая стратегия эмоциональной регуляции в долгосрочной перспективе?
-
Говорите “Стоп” перед покупкой. Импульсивные действия - всегда автоматические. Вещь в данном случае стимул, а покупка - реакция. Вам нужно привнести в эту цепочку элемент осознанного выбора. Притормозите перед кассой (или оплатой в интернет-магазине). Сделайте пару вдохов и выдохов. Еще раз внимательно посмотрите на вещь. Она вам абсолютно точно нужна?
Отслеживайте свое эмоциональное состояние
Помните, покупки в период акций и распродаж - не всегда плохо. Зачастую это хороший способ сэкономить деньги и купить качественные вещи - особенно, если речь идет о том, что мы так или иначе всегда используем в повседневной жизни: косметика, уходовые средства. Важно не полностью отказываться от покупок, но отслеживать собственное эмоционально обусловленное поведение и выбирать более осознанную стратегию шоппинга.
Узнайте подробнее, как подготовить себя к Черной пятнице в 12 эпизоде подкаста «Бьюти завтрак».